Социально-экономическое развитие
► Раздел «Социально-экономическое развитие» на старой версии сайта.
Прогнозирование социально-экономического развития города — предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы города.
Результаты прогноза социально-экономического развития (далее — прогноз СЭР) используются Администрацией города Омска для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки и обоснования социально-экономической политики (в том числе планов и программ социально-экономического развития города Омска) и способов наиболее эффективного использования ограниченных производственных ресурсов.
Также прогноз СЭР является основой для разработки проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период.
Разработка прогноза осуществляется на основании следующих данных:
Прогноз СЭР разрабатывается на три года (например, в 2022 году разрабатывался прогноз на 2023–2025 годы) с разбивкой по годам и ежегодно уточняется.
Прогноз СЭР разрабатывается в двух вариантах с учетом воздействия на социально-экономическое развитие города Омска внешних и внутренних экономических, социальных и других факторов.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Первый вариант прогноза СЭР отражает более низкие темпы развития экономики и социальной сферы. Он предполагает невысокую инвестиционную активность предприятий и их относительно низкую конкурентоспособность, ограниченные расходы на развитие компаний инфраструктурного сектора, замедление государственного инвестиционного спроса. | Второй вариант прогноза СЭР отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста. |
Прогноз СЭР содержит количественные показатели темпов экономического и социального развития, характеристики качества жизни населения, развития социальной сферы в прогнозном периоде.
Динамика основных показателей прогноза социально-экономического развития города Омска за 2018–2025 годы
Наименование показателя | Ед. изм. | 2018 год (отчет) | 2019 год (отчет) | 2020 год (отчет) | 2021 год (отчет) | 2022 год (оценка) | Прогноз по второму варианту | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2023 год | 2024 год | 2025 год | |||||||
Среднегодовая численность населения | тыс. чел. | 1 168,4 | 1 159,7 | 1 147,2 | 1 133,0 | 1 122,0 | 1 114,0 | 1 108,0 | 1 102,5 |
Среднегодовая численность населения в возрасте от 1 до 6 лет | тыс. чел. | 90,7 | 88,4 | 84,4 | 79,4 | 73,8 | 73,84 | 73,87 | 73,9 |
Среднегодовая численность населения в возрасте от 6 до 17 лет | тыс. чел. | 139,2 | 144,2 | 148,8 | 153,2 | 157,6 | 161,1 | 163,3 | 163,9 |
Среднесписочная численность работников всех предприятий и организаций | тыс. чел. | 426,0* | 423,5* | 420,2* | 420,3* | 419,5 | 421,6 | 421,8 | 422,1* |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций | руб. | 39 918,0 | 42 898,0 | 45 590,0 | 49 108 | 54 952 | 60 392 | 65 043 | 69 270 |
Индекс промышленного производства, к предыдущему году, в том числе по видам экономической деятельности: | % | 97,9 | 99,5 | 100,5** | 102,9* | 101,8-104,6 | 101,9 | 102,6 | 102,9 |
— обрабатывающие производства | % | 97,3 | 99,9 | 100,8** | 102,3* | 102,0-105 | 102,0 | 102,7 | 103,1 |
— обеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | % | 98,9 | 93,5 | 94,2** | 106,8** | 99,7-100,1 | 100,8 | 100,6 | 100,4 |
— водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | % | 112,1 | 100,0 | 115,0** | 120,9** | 95,0 | 102,1 | 102,5 | 105,0 |
Оборот розничной торговли | млн. руб. | 284 286* | 306 642* | 304 862* | 342 374* | 384 907 | 438 754 | 480 047 | 524 219 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли | % | 102,1* | 103,1* | 96,3* | 103,7* | 96,0-98,0 | 104,1 | 104,5 | 104,8 |
Объем платных услуг населению | млн. руб. | 89 807* | 96 004* | 86 358,9* | 102 455* | 114 551 | 125 063 | 137 096 | 151 004 |
Индекс физического объема платных услуг населению | % | 101,3* | 100,5* | 88,0* | 113,6* | 102,0-102,4 | 102,9 | 104,7 | 105,1* |
Прибыль прибыльных крупных и средних организаций по всем видам деятельности | млн. руб. | 43 723 | 42 228*** | 41 763*** | 61 602*** | 61 589 | 65 901 | 71 173 | 77 578 |
Объем инвестиций в основной капитал | млн. руб. | 107 832* | 157 264* | 195 419* | 169 995* | 145 516 | 146 596 | 155 520 | 167 565 |
Ввод в действие жилых домов | тыс. кв. м | 384,8 | 307,6 | 346,0 | 426,4 | 419,0 | 414,7 | 423,6 | 433,1 |
Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению, декабрь к декабрю предыдущего года | % | 103,9 | 103,6 | 104,9 | 109,4 | 112,0-115,0 | 105,0-107,0 | 104,0 | 104,0 |
* — оценка
** — данные предварительные
*** — без банков, страховых организаций и бюджетных учреждений
При формировании проекта бюджета города Омска на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов используется второй вариант прогноза СЭР.