Омск
Официальный портал Администрации города Омска

Бюджет города Омска

  • Все документы
  • Нормативные документы
  • Защита персональных данных
  • Локальные
  • Планы
  • Локальные нормативные акты
  • Прочие
  • Проекты НПА
  • Проекты регламентов услуг

Основные направления бюджетной и налоговой политики города Омска на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов

Основные направления бюджетной и налоговой политики города Омска на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов обеспечивают преемственность направлений бюджетной и налоговой политики, определенных в предшествующем периоде, и разработаны в целях определения условий, используемых при составлении проекта и исполнении бюджета города Омска на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета города Омска на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, обеспечивающих его устойчивость и сбалансированность.

Основные направления налоговой политики

  1. Укрепление и развитие доходной базы бюджета города Омска в рамках продолжения работы организационного комитета по мобилизации дополнительных доходов в бюджет города Омска, осуществляющего деятельность в соответствии с постановлением Администрации города Омска от 16 декабря 2020 года № 743-п «Об организационном комитете по мобилизации дополнительных доходов в бюджет города Омска», в том числе за счет:
    • проведения мероприятий по расширению налоговой базы бюджета города Омска, включая предоставление в установленном порядке сформированных земельных участков;
    • вовлечения в хозяйственный оборот, в том числе путем приватизации, неиспользуемого или неэффективно используемого муниципального имущества;
    • проведения мероприятий муниципального земельного контроля в целях обеспечения платности использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, а также применения налоговыми органами соответствующих ставок земельного налога при нецелевом использовании земельных участков;
    • осуществления контроля за соответствием кадастровой стоимости земельных участков и объектов капитального строительства уровню рыночных цен;
    • проведения комплекса мероприятий по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью по доходам бюджета города Омска;
    • проведения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в целях реализации Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
    • обеспечения реализации прав граждан на легализацию права собственности на земельные участки и объекты капитального строительства в рамках «гаражной амнистии»;
    • продолжения работы по выявлению объектов недвижимого имущества, нестационарных объектов, используемых (размещенных) без правовых оснований, с целью их дальнейшей легализации (при наличии законных оснований) или выноса (демонтажа);
    • предоставления финансовой поддержки гражданам, начинающим собственное дело, а также субъектам малого и среднего предпринимательства города Омска на конкурсной основе с учетом критериев, предусматривающих увеличение количества рабочих мест и поступлений налогов в бюджет города Омска;
    • проведения мероприятий по легализации хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории города Омска, в рамках межведомственного взаимодействия с контрольно-надзорными органами;
    • участия в организации и проведении информационной кампании налоговых органов по повышению налоговой грамотности граждан и привлечению их к уплате имущественных налогов в установленный срок;
    • проведения мониторинга деятельности хозяйствующих субъектов города Омска в целях рассмотрения возможности оказания мер поддержки, направленных на ослабление последствий внешнего санкционного давления;
  2. Оптимизация налоговых преференций по местным налогам с учетом результатов оценки налоговых расходов города Омска, проведенной в соответствии с постановлением Администрации города Омска от 31 декабря 2019 года № 870-п «О Порядке оценки налоговых расходов муниципального образования городской округ город Омск Омской области», а также общих требований к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года № 796.

Основные направления бюджетной политики

  1. Обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета города Омска и соблюдение ограничений по показателям долговой нагрузки;
  2. Обеспечение участия в реализации национальных проектов и государственных программ Российской Федерации и Омской области в целях повышения качества жизни населения города Омска путем создания комфортной и безопасной городской среды, за счет развития коммунальной, инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры, обеспечения благоприятной экологической обстановки, создания возможностей для самореализации и развития талантов граждан;
  3. Реализация мероприятий муниципальных программ города Омска, направленных на достижение цели в определенной сфере социально-экономического развития города Омска, основанных на принципах проектного управления;
  4. Повышение эффективности использования средств бюджета города Омска путем:
    • сокращения неэффективных направлений расходования бюджетных средств по результатам проведенной оценки эффективности реализации муниципальных программ города Омска;
    • недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками, установления и исполнения расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных федеральными законами к вопросам местного значения городского округа;
    • реализации мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения условий и целей предоставления полученных межбюджетных трансфертов, своевременности и полноты их освоения;
    • поддержания оптимальных объемов и структуры бюджетных расходов на реализацию функций и полномочий органов местного самоуправления города Омска;
    • привлечения муниципальными учреждениями города Омска внебюджетных ресурсов, средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на обеспечение функционирования, в том числе на достижение установленных значений средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» и улучшение материально-технической базы учреждения;
    • повышения эффективности операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств бюджета города Омска;
    • применения предусмотренных федеральным законодательством конкурентных способов осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений города Омска, образующих экономию бюджетных средств при сохранении качественных характеристик приобретаемых товаров, работ и услуг;
  5. Обеспечение объема муниципального долга и расходов на его обслуживание с соблюдением ограничений, установленных бюджетным законодательством;
  6. Повышение эффективности и качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ) за счет:
    • повышения ответственности муниципальных учреждений за невыполнение муниципального задания, в том числе за счет реализации требований об обязательном возврате средств субсидии в бюджет города Омска в случае недостижения показателей, установленных в муниципальном задании;
    • сокращения расходов на содержание имущества, неиспользуемого (неэффективно используемого) для оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
    • совершенствования работы по персонифицированному финансированию дополнительного образования детей;
  7. Продолжение совершенствования процесса управления муниципальным имуществом, в том числе путем изъятия имущества, не используемого для оказания муниципальных услуг (выполнения работ), его реализации (продажи) или сдачи в аренду за счет восстановления и реконструкции объектов муниципальной собственности в рамках соглашений о муниципально-частном партнерстве, концессионных соглашений;
  8. Обеспечение непрерывности процесса капитального строительства объектов муниципальной собственности, начиная с разработки проектно-сметной документации и заканчивая вводом объектов в эксплуатацию;
  9. Сохранение достигнутого уровня соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», и уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Омской области;
  10. Обеспечение установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда;
  11. Повышение качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета города Омска;
  12. Сохранение высокого уровня открытости бюджетных данных, характеризующих прозрачность бюджетного процесса города Омска;
  13. Реализации мероприятий по развитию практик инициативного бюджетирования на территории города Омска в целях вовлечения граждан в решение вопросов местного значения;
  14. Усиление муниципального финансового контроля за эффективным использованием бюджетных средств путем:
    • совершенствования механизмов внутреннего муниципального финансового контроля;
    • осуществления контроля фактического исполнения и результативности реализации мероприятий муниципальных программ города Омска, направленных на достижение целей национальных, федеральных и региональных проектов (программ);
    • осуществление казначейского сопровождения средств бюджета города Омска.
  • Все документы
  • Нормативные документы
  • Защита персональных данных
  • Локальные
  • Планы
  • Локальные нормативные акты
  • Прочие
  • Проекты НПА
  • Проекты регламентов услуг

Динамика основных параметров бюджета города Омска

►Представление материалов раздела в формате диаграмм временно находится на старой версии сайта.
Динамика основных параметров бюджета города Омска, млрд. руб.
2020 год 2021 год Темпы роста к 2020 году 2022 Темпы роста к 2021 году 2023 Темпы роста к 2022 году 2024
Доходы 22,48 26,19 116,50 34,02 129,90 41,11 120,84 36,34
Расходы 22,64 26,86 118,64 34,50 128,44 42,51 123,22 38,08
Дефицит (–)
Профицит (+)
–0,16 –0,67 418,75 -0,48 71,64 -1,40 291,67 -1,74

Темпы роста
к 2023 году
2025 Темпы роста
к 2024 году
2026 год Темпы роста
к 2025 году
Доходы 88,40 30,63 84,29 30,09 98,24
Расходы 89,58 31,26 82,09 30,05 96,13
Дефицит бюджета 124,29 -0,63 х 0,04 х

Решение о бюджете города Омска на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов

Динамика и структура доходов бюджета города Омска, млн. руб.
2020 год 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год 2025 год 2026 год
Доходы бюджета, всего: 22 484,48 26 187,72 34 015,96 41 108,01 36 337,72 30 631,65 30 094,83
Налоговые и неналоговые доходы, всего: 10 920,04 12 626,39 14 293,88 15 730,90 17 011,82 19 118,10 20 261,40
Налоговые доходы, из них: 8 273,01 9 263,38 10 620,49 11 571,54 13 097,19 14 958,22 16 007,99
— налог на доходы физических лиц 5 401,68 5 543,11 6 363,44 7 373,06 7 576,33 8 082,71 8 612,18
— налоги на совокупный доход 1 001,27 1 588,76 1 778,86 1 815,60 2 948,91 4 296,51 4 784,21
— транспортный налог 542,31 554,71 589,18 584,10 593,36 600,48 600,48
— налог на имущество физических лиц, земельный налог 1 028,26 1 264,59 1 574,36 1 516,84 1 671,86 1 671,86 1 671,86
— прочие налоговые доходы 299,49 312,21 314,65 281,95 306,73 306,66 339,26
Неналоговые доходы, из них: 2 647,03 3 363,01 3 673,39 4 159,36 3 914,63 4 159,88 4 253,41
— доходы от использования имущества, находящегося
в муниципальной собственности (аренда)
1 108,80 1 438,65 1 594,82 1 862,63 1 795,98 1 988,95 2 046,17
— доходы от продажи имущества 204,52 269,91 225,59 258,69 187,72 194,04 189,47
— прочие неналоговые доходы 1 333,71 1 654,45 1 852,98 2 038,04 1 930,93 1 976,89 2 017,77
Безвозмездные поступления 11 564,44 13 561,33 19 722,08 25 377,11 19 325,90 11 513,55 9 833,43

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые и неналоговые доходы бюджета города Омска на плановый период определены на основании прогнозов, предоставленных главными администраторами доходов бюджетов согласно утвержденным ими методикам прогнозирования поступлений доходов в бюджет города Омска.

ППри определении объема поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города Омска применены нормативы отчислений, установленные статьей 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Единые нормативы отчисления от налога на доходы физических лиц, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и транспортного налога применены в соответствии с Законом Омской области от 27.07.2007 № 947-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Омской области". Дополнительные нормативы отчисления федеральных и региональных налогов субъектом Российской Федерации для бюджета города Омска на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов не установлены.

Расходы бюджета города Омска

2020 год 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год 2025 год 2026 год
Расходы бюджета, всего: 23 661,68 22 639 26 856,96 42 504,11 37 188,77 31 181,19 29 384,41
Программные расходы 22 853,21 21 695,57 25 960,63 41 135,55 35 778,45 29 189,93 26 868,36
Непрограммные расходы 808,47 943,43 896,33 1 368,56 1 410,32 1 991,26 2 516,05

Распределение расходов по муниципальным программам

2023 год 2024 год 2025 год
Развитие образования 17 417,62 16 490,51 14 733,40
Развитие дорожного хозяйства и транспортной системы 7 059,91 5 586,46 5 366,09
Формирование комфортной городской среды 4 541,99 1 175,83 1 201,58
Обеспечение населения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами 2 350,97 967,17 1 030,15
Развитие культуры 1 566,72 1 331,91 1 343,28
Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики 1 253,94 1 258,59 1 256,73
Управление муниципальными финансами 887,41 1 048,52 1 198,95
Повышение эффективности системы муниципального управления 659,16 612,99 614,33
Управление имуществом в сфере установленных функций 296,89 282,75 282,75
Социальная поддержка граждан и развитие общественных отношений 283,26 266,07 264,67
Повышение инвестиционной привлекательности города Омска 245,66 245,71 245,71
Итого: 36 662,61 29 266,52 27 537,64

Согласно требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации, бюджет города Омска на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов сформирован на основе муниципальных программ.

В городе Омске реализуются одиннадцать муниципальных программ. Общий объем программных расходов на 2024 год составил 36 662,61 млн. рублей (96,3 % от общей суммы расходов), на 2025 год — 29 266,52 млн. рублей (93,6 %), на 2026 год — 27 537,64 млн. рублей (91,6 %).

Распределение расходов по разделам классификации расходов бюджетов

2024 год 2025 год 2026 год
Общегосударственные вопросы 2 659,92 2 716,40 2 714,97
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1,00 1,00 1,00
Национальная экономика 8 406,55 5 812,29 5 591,92
Жилищно-коммунальное хозяйство 2 792,78 1 996,83 2 111,03
Охрана окружающей среды 2 998,89 30,00 30,00
Образование 17 910,09 16 867,48 15 096,48
Культура, кинематография 908,16 783,02 793,00
Социальная политика 641,06 637,99 613,46
Физическая культура и спорт 1 039,96 1 082,30 1 093,35
Средства массовой информации 37,97 36,47 36,47
Обслуживание государственного (муниципального) внутреннего долга 681,00 800,00 960,00
Условно утвержденные расходы 0,00 494,00 1 012,00
Всего: 38 077,38 31 257,78 30 053,68
в том числе отрасли социальной сферы 20 499,27 19 370,79 17 596,29
удельный вес отраслей социальной сферы в общей сумме расходов, в % 54 62 59

Распределение расходов по ведомствам

Наименование ведомства Код 2024 год 2025 год 2026 год
Всего 37 188,77 30 687,19 28 372,41
Администрация Советского административного округа города Омска 901 146,34 110,02 110,02
Администрация Кировского административного округа города Омска 902 123,87 107,38 107,38
Администрация Ленинского административного округа города Омска 903 126,84 110,27 110,27
Администрация Октябрьского административного округа города Омска 904 135,30 103,80 103,80
Администрация Центрального административного округа города Омска 905 133,59 122,75 122,75
Управление делами Администрации города Омска 906 1 257,54 1 208,97 1 215,76
Департамент городского хозяйства Администрации города Омска 907 4 357,08 3 666,27 3 884,06
Департамент строительства Администрации города Омска 908 8 895,84 2 371,25 673,51
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска 909 395,61 440,71 415,20
Контрольно-счетная палата города Омска 911 51,11 51,11 51,11
Омский городской Совет 912 271,14 274,97 274,97
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска 914 226,49 226,66 226,66
Департамент транспорта Администрации города Омска 916 2 627,83 2 977,84 2 977,83
Департамент культуры Администрации города Омска 918 1 547,15 1 312,33 1 323,70
Департамент финансов Администрации города Омска 920 829,43 1 080,25 1 230,65
Департамент образования Администрации города Омска 922 15 001,17 14 937,00 14 551,82
Департамент по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска 923 1 252,95 1 205,52 1 205,52
Департамент жилищной политики Администрации города Омска 926 643,56 351,01 351,01
Территориальная избирательная комиссия по Ленинскому административному округу города Омска Омской области 929 3,99 0,00 0,00
Департамент контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска 929 50,55 50,89 50,89

Данные приводятся в соответствии с Решением Омского городского Совета от 13 декабря 2023 года № 104 «О бюджете города Омска на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» (в ред. от 27.03.2024).

Финансирование дефицита бюджета города Омска

Источники финансирования дефицита бюджета города Омска, млн. руб.
2020 год 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год 2025 год 2026 год
Муниципальные ценные бумаги 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 -994,50
Кредиты банков 205,00 690,00 –3 917,04 1 181,13 1 284,54 2 112,80 1 445,52
Бюджетный кредит 0,00 0,00 4 460,00 0,00 0,00 -1 486,67 -1 486,67
Прочие источники –50,48 –20,76 -60,08 214,97 455,12 0,00 0,00
Итого 154,52 669,24 482,88 1 396,10 1 739,66 626,13 -41,15


Данные за 2020 год приводятся в соответствии с Решением Омского городского Совета от 16 июня 2021 года № 314 «Об исполнении бюджета города Омска за 2020 год».

Данные за 2021 год приводятся в соответствии с Решением Омского городского Совета от 22 июня 2022 года № 424 «Об исполнении бюджета города Омска за 2021 год».

Данные за 2022 год приводятся в соответствии с Решением Омского городского Совета от 21 июня 2023 года № 73 «Об исполнении бюджета города Омска за 2022 год».

Данные на 2023 – 2025 годы приводятся в соответствии с Решением Омского городского Совета от 14 декабря 2022 года № 26 «О бюджете города Омска на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» (в ред. 22.11.2023).

Данные на 2023 год приводятся в соответствии с Решением Омского городского Совета от 14 декабря 2022 года № 26 «О бюджете города Омска на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» (в ред. от 31.01.2024).

Данные на 2024 – 2026 годы приводятся в соответствии с Решением Омского городского Совета от 13 декабря 2023 года № 104 «О бюджете города Омска на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» (в ред. от 27.03.2024).

Оценка качества управления муниципальными финансами

2023 год

По результатам оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципалитетах Омской области, проведенной Министерством финансов области по итогам 2022 года, присвоена II (средний уровень) степень качества.

2022 год

По результатам оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципалитетах Омской области, проведенной Министерством финансов области по итогам 2021 года, присвоена II (средний уровень) степень качества.

2021 год

По результатам оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципалитетах Омской области, проведенной Министерством финансов области по итогам 2020 года, присвоена I (высокая) степень качества.

2020 год

I место — в номинации «За открытость и прозрачность управления финансами» по результатам ХIII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» по итогам 2019 года.

IV место — по результатам оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципалитетах Омской области, проведенной Министерством финансов Омской области по итогам 2019 года.

2019 год

III место — по результатам оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципалитетах Омской области, проведенной Министерством финансов Омской области по итогам 2018 года.

2018 год

I место — по результатам оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципалитетах Омской области, проведенной Министерством финансов Омской области по итогам 2017 года.

2017 год

I место — по результатам оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципалитетах Омской области, проведенной Министерством финансов Омской области по итогам 2016 года.

Диплом лауреата IV Всероссийского конкурса «Финансовый старт» на звание «Лучший в профессии» в номинации «Лучший молодой финансист» по итогам 2016 года, проводимого некоммерческим партнерством «Союз финансистов России» (присужден главному специалисту департамента финансов и контроля Администрации города Омска Ковалевой Оксане Николаевне).

Почетная грамота совета некоммерческого партнерства «Союз финансистов России» за активное участие и конструктивное взаимодействие в работе по подготовке предложений по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства в Российской Федерации (вручена заместителю Мэра города Омска, директору департамента финансов и контроля Парыгиной Инне Александровне).

Диплом лауреата II Московского финансового форума в номинации «Молодые профессионалы» (присужден главному специалисту департамента финансов и контроля Администрации города Омска Ковалевой Оксане Николаевне).

Диплом номинанта Х Международного смотра-конкурса городских практик городов СНГ и ЕАЭС «Город, где хочется жить» (2017 год) «За организацию и проведение деловой игры по определению приоритетных направлений расходования средств бюджета города на очередной финансовый год».

2016 год

I место — по результатам оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципалитетах Омской области, проведенной Министерством финансов Омской области по итогам 2015 года.

Диплом II степени — по результатам IX Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» по итогам 2015 года.

2015 год

Дипломы в номинациях «За высокое качество организации предоставления муниципальных услуг» и «За лучшую практику управления общественными финансами» — по результатам VIII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» по итогам 2014 года.

II место — по результатам оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципалитетах Омской области, проведенной Министерством финансов Омской области по итогам 2014 года.

2011 год

Победа в номинации «За эффективную практику минимизации расходов на обслуживание муниципальных заимствований» (по итогам 2009–2011 годов) IV Международного смотра-конкурса городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭс», проводимого Международной Ассамблеей столиц и крупных городов.

2010 год

Диплом II степени по результатам III Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» по итогам 2009 года.

2008–2009 годы

В 2007 году Администрация города Омска приняла участие в конкурсном отборе муниципальных образований на получение субсидий из федерального Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов и по результатам конкурса являлась получателем данных субсидий в 2008–2009 годах в общей сумме 110 419,0 тыс. рублей.

Межбюджетные трансферты

►Удельный вес межбюджетных трансфертов в доходах бюджета города Омска можно посмотреть по ссылке.

2020 год 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год 2025 год 2026 год
Межбюджетные трансферты, всего, в том числе: 11 553,80 13 554,54 19 573,11 25 086,32 19 295,35 11 513,55 9 833,43
Субвенции 7 542,24 8 050,01 9 598,32 10 710,37 9 128,41 9 180,75 9 164,16
Субсидии 3 347,03 4 324,34 8 472,83 12 863,34 9 691,22 1 858,99 669,27
Дотации 443,48 0,00 287,75 444,26 0,00 0,00 0,00
Иные межбюджетные трансферты 221,05 1 180,19 1 214,21 1 068,35 475,65 473,81 0,00

Нормативно-правовая база

  • Все документы
  • Нормативные документы
  • Защита персональных данных
  • Локальные
  • Планы
  • Локальные нормативные акты
  • Прочие
  • Проекты НПА
  • Проекты регламентов услуг

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie